За последние годы в дошкольном образовании произошли большие изменения, и акцент на сегодняшний день в системе образования Российской Федерации делается на оценку качества образования.
26.01.2022 г. на интерактивной площадке кафедры дошкольного образования Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского — II прошел методический семинар “Управление качеством дошкольного образования: состояние, структура и технологии проектирования и мониторинга качества” в рамках Январского совещания работников образования РС(Я), на котором приняли участие 276 педагогов детских садов республики, те специалисты, которые осуществляют самое важное направление деятельности ДОО – методическое сопровождение процесса образования и воспитания — заместители, старшие воспитатели, методисты.
На семинаре, модератором которого выступила Колмогорова Т.В., преподаватель кафедры ДО, были рассмотрены направления развития системы дошкольного образования: управленческого, педагогического, методического процессов. Разговор начался с аналитических материалов результатов регионального мониторинга ОКДО, представленных Михалевой О.И., заместителем директора АОУ РС(Я) ДПО ИРОиПК. Анализ позволил актуализировать тему оценки качества ДО, были поставлены определенные задачи на 2022 г. перед дошкольным образованием РС (Я), которые должны стать предметом глубокого анализа и взяты за основу внутренней оценки деятельности дошкольных образовательных организаций.
Попова Надежда Адольфовна, старший воспитатель МКДОУ ЦРР — д/с «Звёздочка» МО «Ленский район», в своем выступлении, касающейся управления качеством ДО, подчеркнула, что разработка модели внутренней системы оценки качества образования на уровне образовательной организации — одна из первоочередных задач современной образовательной практики. Надежда Адольфовна раскрыла организационно-управленческие ориентиры обеспечения функционирования ВСОКО, изложила принципы построения внутренней модели, раскрыла методологию оценки.
Основная ценность ФГОС ДО заключается в идее вариативности как ключевом принципе построения социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Поддержка разнообразия дошкольного детства является нормой данного возрастного периода и одним из концептуальных положений стандарта, подчеркнула Александрова Маргарита Афанасьевна, учредитель детского сада “Уу-чуку-чук» г. Якутска, и познакомила педагогов со способами построения и развития вариативно-образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. «Когда ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования – вот основное направление достижения качества дошкольного образования»-, подчеркнула выступающий.
Коллеги из МБДОУ ЦРР – д/с №11 «Сулусчаан» с. Намцы МО “Намский улус”, Скрябина Лариса Сергеевна, воспитатель, Стручкова Юргитта Юрьевна, музыкальный руководитель, коснулись одного из сложных вопросов — оценки конечной цели деятельности ДОО — планируемых результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования. В результате разговора пришли к выводу: во – первых, такой мониторинг динамики развития детей, их образовательных достижений необходим педагогам для того, чтобы постоянно отслеживать и исследовать свою собственную деятельность. И не менее важным является отслеживание образовательной траектории ребёнка для родителей, ведь семье необходима информация, которая позволит им принимать верные решения в вопросах его воспитания и развития.
И здесь педагогам нужна методическая поддержка и помощь в работе с образовательной программой дошкольного образования, которую они реализуют, для осмысления и, возможно, внесения необходимых изменений в организацию мониторинга динамики развития воспитанников, динамики их образовательных достижений. Вопросы обеспечения качества методических процессов как на муниципальном, так и на уровне образовательного учреждения, на своем опыте раскрыли Оконешникова Маргарита Прокопьевна, главный специалист МКУ «Управление образования Чурапчинского улуса (района), Жиркова Марина Дмитриевна, старший воспитатель, Сметанина Сардана Сардана Ивановна, методист МБДОУ ЦРР-Д/с «Мичил» с. Чурапча. Построенная система деятельности, направленная на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач дошкольного образования, заинтересовала всех участников семинара.
«Если остановиться на реализации стратегических задач образовательной организации, то для устойчивого развития ДОУ имеет важное значение привлечение дополнительных финансовых ресурсов, обеспечение экономической эффективности деятельности ДОУ»-, подчеркнула Михайлова Татьяна Владимировна заведующая МБДОУ Д/с 103 «Родничок» с. Табага. Выступающий поделилась опытом участия в грантовых проектах, которые позволили повысить условия осуществления деятельности, направленной на полноценное развитие и воспитание детей.
На семинаре работали эксперты, подключившись к итоговому разговору: Серебренникова Ирина Геннадьевна, представитель родительской общественности — член Совета родителей детского сада «Остров сокровищ» г. Якутска, Скрябина Анисья Агитовна заведующий дошкольным отделом ЯПК, Гончарова Елена Юрьевна, и.о. заведующего МБДОУ Д/С №27 «Кораблик г. Якутска, которые выразили свои взгляды на качество дошкольного образования с точки зрения участников образовательных организаций.
По результатам разговора были приняты следующие решения:
1. ДОО необходимо сформировать внутреннюю систему мониторинга ОКДО, которая позволит выработать единое понимание качества образования с учетом специфики дошкольного детства, социальных ожиданий и социокультурной ситуации развития ребенка.
2. Применить единые подходы к ОКДО на уровне региона, муниципалитета и ДОО, которые соответствуют ФГОС ДО, отражают специфику дошкольного возраста.
Отдел по связям с общественностью ИРОиПК