В рамках Международной научной конференции «ECCE-РЕГИОН» «Образование дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации» 28 января 2022 года прошел круглый стол «Компетенции и ценности на весах образования», модераторами которого выступили О.И. Михалева, к.п.н., Н.И. Бугаев к.филол.н., заместители директора АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II», Комарова И.И., сотрудник МПАДО. Участниками мероприятия стали более 9 тысяч педагогов республики и других регионов РФ.
В начале мероприятия И.И. Комарова к.и.н., ведущий научный сотрудник МПАДО, член рабочей группы по развитию информационного общества в России Общественной палаты РФ, представила обзор результатов исследования системы ценностных ориентаций в системе дошкольного образования, проведённый АНО ДПО МПАДО (авторы исследования Н.Е. Веракса, А.М.Дорофеева, А.И.Кисель, И.И. Комарова, С.Е. Новикова). В опросе приняли участие 1972 респодента. Опрос выявил, что большинство людей считают, что основными задачами государства на ближайшие 10 лет должны быть (по нисходящей):
1. Достижения медицины.
2. Обеспечение социальной защиты граждан.
3. Экологическая безопасность.
4. Повышение уровня культуры образования.
5. Обеспечение безопасности государства.
6. Обеспечение высокого уровня экономической стабильности.
Основной ценностью остаются семья, здоровье, безопасность.
Николай Иннокентьевич Бугаев открыл дискуссию «Компетенции и ценности на весах образования» словами Руттера Брегмана, голландского историка и писателя: «В погоне за компетенциями мы где-то потеряли ценности», подчеркнув важность и значение сохранения ценностей и личности в его детерминации и в образовании.
Ольга Александровна Шиян, к.п.н., доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка, сформулировала ключевые факторы, на которые необходимо ориентироваться педагогам дошкольных образовательных организаций: эмоциональное благополучие ребенка, развивающая коммуникация взрослых и детей, планирование с учетом интересов детей, амплификация развития детей.
Андрей Сергеевич Русаков директор Агентства образовательного сотрудничества из Санкт-Петербурга, дополнил выступление предыдущего выступающего: «Немного о компетенциях, и чуть больше о ценностях». Андрей Сергеевич сделал акцент на высказывании Я.Корчака: «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке», подчеркнув, что данные слова являются актуальными как для педагогики в ее общем понимании, так и для всего общества в целом.
А.В. Кротова, заведующий МБДОУ ЦРР – Д/с №10 «Туллукчаан» г. Якутска, отметила во время разговора, что, вступая на путь развивающего обучения, важно окружить себя единомышленниками. Если рядом будет сообщество, разделяющее твои ценности, то намного легче будет двигаться в нужном направлении, черпая вдохновение друг в друге. Она поделилась опытом педагогического сообщества «Учиться Друг О Друга – УДОД», который объединил активных, ищущих, творческих педагогов из детских садов России, неравнодушных к Детству.
Н.Н. Лебедева, заведующий кафедрой дошкольного образования ИРОиПК, рассказала о масштабном сетевом проекте «Семь народов – семь алмазов», направленном на приобретение детьми культурного наследия предков и формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста.
О.И. Михалева, зам.директора ИРОиПК, отметила, что воспитатели зачастую в своей педагогической деятельности стараются находить шаблонные подходы, поэтому свой выбор при разработке ООП ДО они останавливают на программах, которые методически очень сильно разработаны, но, к сожалению, не позволяют «видеть» отдельно взятого ребенка с его возможностями, потребностями, индивидуальными особенностями.
Практические работники дошкольного образования республики, Т.А. Макарова, к.п.н., доцент кафедры педагогики и воспитания, декан социально-педагогического факультета ЧИФКиС; М.А. Александрова, учредитель детского сада «Уу-чу-ку-чук» г. Якутска; Е.С. Иванова, заведующая МБДОУ ЦРР – Д/с «Улыбка» с. Чурапча; А.Г.Никонова, зам.директора по дошкольному образованию Орто-Нахаринской СОШ Ленского района; Е.А. Прокопьева, педагог-психолог МБДОУ Д/с «Аленушка» г. Вилюйска, донесли до широкой аудитории свои мысли по организации такого пространства, такой образовательной среды, чтобы в центре был ребенок – с его уникальностью и самоценностью дошкольного детства.
В завершение участники Круглого стола пришли к единому мнению: самый важный уровень образования – это дошкольный, так как все ключевые компетенции у ребенка формируются именно в дошкольном возрасте, а школы призваны развивать то, что заложено в этот период.