Ньургун Павлов: «Сегодня важно поддержать преподавателей в их профессиональной деятельности»

АО «РНГ» профинансировало конкурс, приуроченный к 100-летию Якутской АССР, для поощрения работников в сфере образования. Сто лучших представителей в своей профессии получат премии по 100 тысяч рублей. Имена победителей назовут уже в апреле, выбором самых достойных занимается «Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского-II». Его директор Ньургун Павлов рассказал, насколько важна для республиканских преподавателей поддержка коммерческих организаций.

– Ньургун Михайлович, педагоги и врачи – это наименее защищённые социальные слои в нашем обществе, при этом их значимость сложно переоценить. Насколько распространена практика, когда социально-ответственные компании, ведущие свою деятельность в Республике Саха (Якутия), инициируют проекты, направленные на поддержание работников в сфере образования?

– В последнее время мы действительно видим, что бизнес-структуры нашего региона все чаще стремятся оказывать активное содействие в реализации проектов в данной области.

К 100-летию образования Якутской АССР – весьма знаменательной и памятной дате для всех якутян – реализуются различные программы и мероприятия. В праздновании юбилея решается первостепенная задача: повышение гражданской активности и стимулирование инициатив педагогической общественности. Отрадно, что такая крупная компания, как АО «РНГ», проводит столь значимый для педагогов конкурс, который приурочен к знаковому для нашего региона событию. В широком смысле такие проекты способствуют эффективному развитию системы школьного образования, внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию. Для самых участников – это прежде всего, возможность продемонстрировать свой профессионализм и получить за свои труды материальное поощрение.

– Можно ли сказать, что подобные конкурсы способствуют повышению квалификации педагогов и обмену опытом между ними?

– Одна из самых эффективных форм методической работы и повышения профессионального уровня педагогов – организация и проведение профессиональных конкурсов для педагогических работников. Данный конкурс примечателен прежде всего тем, что нацелен на стимулирование и поощрение лучших педагогов, получивших общественное признание за существенный вклад в развитие системы образования.

Материальная поддержка сегодня очень важна для работников сферы образования. Несмотря ни на какие обстоятельства, учитель должен знать, что его труд востребован и достойно оценивается.

– Ваш институт занимается определением победителей конкурса. Расскажите, каким образом проходит этот процесс? По каким критериям определяют лучших? Кто вошел в состав жюри?

– По приказу Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) основным ответственным организатором создана межведомственная конкурсная комиссия под председательством министра образования Ирины Павловны Любимовой. В состав комиссии вошли представители трех ведомств: образования, культуры и спорта, а также генеральный директор некоммерческой организации «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)» и Председатель Якутской республиканской организации профессионального союза работников народного образования и науки РФ.

Для отбора победителей работает комиссия в составе 15 экспертов, представителей профсоюзных, общественных организаций, например, республиканского проекта «Клуб “Учитель года”», Ассоциации молодых педагогов, представителей Директорского корпуса организаций образования Республики Саха (Якутия), Лиги женщин-ученых, общественного совета Минобрнауки, Совета ветеранов педагогического труда, и опытных методистов, специалистов в сфере спорта и культуры.

Аналогичные конкурсные комиссии работают на уровне муниципальных образований, организованных органами местного управления.

Если говорить об условиях и критериях отбора, то они едины для всех категорий педагогических работников. Мы учитываем высокие достижения воспитанников участника, профессиональные заслуги претендента, отражающие его существенный вклад в развитие образования, а также активное участие педагога в общественной жизни поселения, района или республики.

– Какие образовательные методики сейчас наиболее актуальны в школьном обучении?

— В последние годы система образования в нашей стране претерпевает различные изменения и одновременно меняются требования к современным педагогам. Теперь недостаточно просто знать свой предмет, необходимо быть активным, коммуникабельным, владеть инновационными методиками.

Я думаю, что достичь высокого результата могут только педагоги, обладающие высочайшим профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал. Современный педагог сегодня должен обладать комплексом знаний плюс оригинальными методами обучения. Он должен уметь разбудить в учениках стремление к самостоятельному поиску. Настоящий педагог всегда знает, что ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Уважение, терпение – вот основные качества учителя. Еще одна важная черта – это умение быть гибким, развиваться вместе с жизнью, а главное, вместе со своими учениками.

Такой учитель не стоит на месте, он формирует уроки с еще более творческим подходом. Делает их яркими, информационными, наглядными. Он способен разглядеть индивидуальность в ребенке, его талант. Он всегда стремится воспитать ученика, который превзойдет его самого.

Мы должны поддерживать таких педагогов. И только государственных мер здесь недостаточно, поэтому мы всегда приветствуем совместные проекты с социально-ответственными компаниями в этой области.

К слову, в конкурсе для работников в сфере образования, приуроченного к 100-летию Якутской АССР, немало таких претендентов.

 Кого больше среди участников конкурса – заслуженных работников образования Якутии или молодых учителей?

 По Положению к конкурсу допускаются педагоги, имеющие педагогический стаж не менее 5 лет. Если смотреть статистику, то в конкурсном отборе принимают участие около трехсот педагогов нашей республики. Доля участия молодых педагогов мала – ниже 3 % от всего количества участников. Это и понятно, лучшими в рейтинге становятся учителя с большим педагогическим стажем, внесшие существенный вклад в развитие образования республики, муниципального образования.

 На ваш взгляд, насколько важен диалог и сотрудничество между бизнесом и образованием для дальнейшего развития региона?

 Сам факт сотрудничества АО «РНГ» и Целевого фонда будущих поколений и Минобрнауки Республики Саха (Якутия) говорит о заинтересованности бизнес-структур в качественном образовании и понимании, насколько важна роль педагога в нашем обществе.

Поэтому сегодня главная совместная задача и государства, и крупных компаний, и общественников поддержать преподавателей в их профессиональной деятельности, сформировать необходимые условия для их профессионального развития и уверенности в завтрашнем дне.

Надеюсь, что такой опыт взаимоотношений войдет в практику, поможет становлению долговременных деловых контактов региональных органов управления образования, научно-педагогической общественности региона и их партнеров из сферы бизнеса. От жюри и оргкомитета конкурса выражаю искреннюю благодарность коллективу АО «РНГ». Это значимый, весомый вклад в республиканское образование и социально-ориентированный подход в деятельности компании не на словах, а на деле.